Курочка Ряба
Все прекрасно знают сказку «Курочка Ряба»:
«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка Ряба яичко. Не простое снесла, — золотое.
Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко покатилось и разбилось.
Дед плачет. Баба плачет.
А курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Снесу я вам новое яичко, не золотое, а простое».
Сказка короткая, простая, но почему-то бессмысленная. На первый взгляд.
А бессмысленных сказок не бывает.
Есть предположение, что со временем часть текста потерялась, возможно, из-за того, что поначалу рассказывающим он был очевиден, а потом забылся.
Существуют разные толкования, написано много диссертаций и прочих научных работ.
Ученики 5го класса моего свёкра выдвинули вот такую теорию, которая вполне себе реальна.
Итак.
«Жили-были дед да баба. И была у них курочка Ряба.»
Жили некогда люди, и все у них было прекрасно, полная чаша, как говорится. Но при этом курочку зовут не привычно — Пеструшка, а почему-то Ряба. Ряба могло быть от «рябой», а так могли называть некрасивое, страшное, уродливое… тёмное?
«Снесла курочка Ряба яичко. Не простое снесла, — золотое.»
И здесь нестыковка. Во всех русских сказках награду получают за что-то и в конце, а здесь награда — золотое яичко — дается сразу. И, в общем-то, ни за что.
«Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила.»
Опять странно. Зачем бить золотое яичко?
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко покатилось и разбилось.
Дед плачет. Баба плачет.»
Но еще более странно — сами же хотели разбить и тут по случайности мышка разбивает яйцо, как дед и баба бросаются в плач! А может быть они НЕ ХОТЕЛИ РАЗБИТЬ, а хотели убедиться, что яичко — мир (а яйцо у многих народов символизирует мир!) нерушим и ничто его не может разрушить, а тут какая-то случайность, мелочь и вот от привычного, родного и знакомого мира не остается ничего! Как тут не заплакать?!
«А курочка Ряба кудахчет: «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Снесу я вам новое яичко, не золотое, а простое».
И курочка Ряба говорит, что мир-то будет (простое яичко), но вот положиться в нем уже ни на что будет нельзя, он не будет стабильным и понятным и что будет за поворотом, покажет только этот поворот.